ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕТРА В ПОЛЕТЕ

Умение определять ветер необходимо для расчета полета, ввода в устройства автоматического счисления пути или в бомбардиро­вочный прицел.

В полете ветер может быть определен одним из следующих способов:

— по углу сноса и путевой скорости, измеренным на одном курсе;

— по двум углам, сноса или двум путевым скоростям, измерен­ным на двух курсах;

— способом’штилевой синхронизации или автосинхронным спо­собом с помощью оптических бомбардировочных прицелов, имею­щих специальные устройства для измерения ветра;

— по координатным разностям с помощью автоматических на­вигационных устройств счисления пути;

— барическим методом с помощью барометрического высото­мера и радиовысотомера (в полете над морем).

Первые два способа определения ветра требуют предваритель­ного измерения угла сноса и путевой скорости, знания курса и истинной воздушной скорости.

В зависимости от условий полета и оборудования самолета угол сноса и путевая скорость могут быть определены либо на кон­трольном этапе, либо с помощью доплеровского измерителя или оптического прицела. Курс в процессе измерения угла сноса и пу­тевой скорости определяется с помощью курсовой системы.

Истинная воздушная скорость полета определяется по показа­ниям ЦСВ или путем пересчета показаний комбинированного ука­зателя скорости КУС.

Для определения ветра по углу сноса и путевой скорости на одном курсе необходимо одним из способов измерить их значения и вывести средний курс. Затем по истинной воздушной скорости, среднему курсу и измеренным значениям угла сноса и путевой скорости рассчитать с помощью ветрочета или расчетчика направ­ление и скорость ветра.

Определение ветра по двум углам сноса или двум путевым ско­ростям, измеренным на двух курсах, возможно при наличии излома маршрута или при построении специального маневра. При этом на первом курсе одним из известных способов измеряется угол сноса (путевая скорость), затем выполняется разворот на новый курс и измеряется второй угол сноса (путевая скорость). По окончании измерения навигационных элементов на втором курсе штурман по истинной воздушной скорости, средним курсам и соответствующим им измеренным значениям углов сноса (путевых скоростей) с по­мощью ветрочета или расчетчика рассчитывает направление и ско­рость ветра. Рекомендуемая разность курсов должна быть не ме­нее 30° и не более 150°.

Следует заметить, что независимо от способов и технических средств определения навигационных элементов полета экипаж в процессе их измерения должен строго выдерживать направление, высоту и скорость полета.

Точность определения ветра этими способами зависит от точно­сти измерения угла сноса, путевой скорости, от разности курсов, на которых производятся измерения навигационных элементов, а также от точности графического решения задачи на ветрочете или расчетчике. Ошибка в определении ветра может составлять 2,5 — 5% V.