ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕТРА В ПОЛЕТЕ
Умение определять ветер необходимо для расчета полета, ввода в устройства автоматического счисления пути или в бомбардировочный прицел.
В полете ветер может быть определен одним из следующих способов:
— по углу сноса и путевой скорости, измеренным на одном курсе;
— по двум углам, сноса или двум путевым скоростям, измеренным на двух курсах;
— способом’штилевой синхронизации или автосинхронным способом с помощью оптических бомбардировочных прицелов, имеющих специальные устройства для измерения ветра;
— по координатным разностям с помощью автоматических навигационных устройств счисления пути;
— барическим методом с помощью барометрического высотомера и радиовысотомера (в полете над морем).
Первые два способа определения ветра требуют предварительного измерения угла сноса и путевой скорости, знания курса и истинной воздушной скорости.
В зависимости от условий полета и оборудования самолета угол сноса и путевая скорость могут быть определены либо на контрольном этапе, либо с помощью доплеровского измерителя или оптического прицела. Курс в процессе измерения угла сноса и путевой скорости определяется с помощью курсовой системы.
Истинная воздушная скорость полета определяется по показаниям ЦСВ или путем пересчета показаний комбинированного указателя скорости КУС.
Для определения ветра по углу сноса и путевой скорости на одном курсе необходимо одним из способов измерить их значения и вывести средний курс. Затем по истинной воздушной скорости, среднему курсу и измеренным значениям угла сноса и путевой скорости рассчитать с помощью ветрочета или расчетчика направление и скорость ветра.
Определение ветра по двум углам сноса или двум путевым скоростям, измеренным на двух курсах, возможно при наличии излома маршрута или при построении специального маневра. При этом на первом курсе одним из известных способов измеряется угол сноса (путевая скорость), затем выполняется разворот на новый курс и измеряется второй угол сноса (путевая скорость). По окончании измерения навигационных элементов на втором курсе штурман по истинной воздушной скорости, средним курсам и соответствующим им измеренным значениям углов сноса (путевых скоростей) с помощью ветрочета или расчетчика рассчитывает направление и скорость ветра. Рекомендуемая разность курсов должна быть не менее 30° и не более 150°.
Следует заметить, что независимо от способов и технических средств определения навигационных элементов полета экипаж в процессе их измерения должен строго выдерживать направление, высоту и скорость полета.
Точность определения ветра этими способами зависит от точности измерения угла сноса, путевой скорости, от разности курсов, на которых производятся измерения навигационных элементов, а также от точности графического решения задачи на ветрочете или расчетчике. Ошибка в определении ветра может составлять 2,5 — 5% V.